Транспорт как искусство? Экскурсия в Петербургское метро

Для жителей мегаполисов, в том числе и для Санкт-Петербурга, метрополитен давно стал самым быстрым, надежным и удобным видом транспорта. Мы не представляем себе, как бы жили без метрополитена. Но пользуясь ежедневно этим великолепным техническим средством передвижения, в постоянной спешке, мы зачастую даже не обращаем внимания на красоту отделки станций, вестибюлей, или, наоборот, их скромность. Спросите пассажиров в вагоне метро: «Какие станции самые красивые, на каких есть скульптуры или изображения писателей, поэтов, витражи и т. п. ?» — вряд ли вам кто-то ответит правильно. А ведь все станции отличаются своим обликом, отделкой вестибюлей и залов. Подземные и наземные вестибюли по праву называют «дворцами», ведь над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники нашего города. Я приглашаю вас посмотреть хотя бы на некоторые станции неспешным взглядом.

Петербургское метро моложе московского на 30 лет, и, возможно, уступает ему по богатству и красоте отделки станций. Первая линия Петербургского, тогда Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина, вступила в строй в 1955 году. Она имела 8 станций, связывала Площадь Восстания и Автово. Уже в 1958-м году первая линия (позже ее стали называть Кировско-Выборгской) прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Вспоминаю, как будучи студентами, мы часто просто катались в метро и назначали свидания, чтоб лишний раз полюбоваться красотой — обилием скульптур, грандиозными светильниками, гранитной и мраморной отделкой вестибюлей и станций. Приятно было просто посидеть в подземных дворцах, особенно в зимнее время, когда там было так тепло и уютно. Те первые 8 станций метро и до сих пор, на мой взгляд, остаются самыми красивыми. Очень красива станция Маяковская, с красной отделкой и портретом Маяковского в нижнем зале, и со скульптурой поэта в полный рост в наземном вестибюле. Одной из самых красивых считалась станция Автово, с прекрасными витыми стеклянными колоннами, но она уже почти три года в ремонте, и колонны спрятаны за обшивкой.

Сегодня Петербургский метрополитен имеет 5 линий общей протяженностью 112,54 км и 64 станции. В 1961 году вступил в строй первый участок второй линии от Технологического института до Парка Победы, а теперь эта ветка связывает крайний южный район города Купчино и крайний северный — Парнас. Третья, Невско-Василеостровская линия, открылась в 1967-м году, и к началу 1980-х соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы — Обухово и Рыбацкое.

В 1985 году пустили четвёртую, Правобережную линию. Первоначально от улицы Дыбенко она шла к Старой деревне. Но с введением в строй (7 марта 2009 года) станций Волковская и Звенигородская произошло разделение Правобережной линии. Теперь 4-я, Правобережная, заканчивается на станции Спасской, являясь самой короткой веткой. И образовалась Фрунзенско-Приморская линия, которая идет от станции Волковская до Комендантского проспекта.

Петербургский метрополитен, по данным с официального сайта, является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Так, станции «Площадь Ленина» и «Чернышевская» имеют глубину 71 метр. На «Площади Ленина», как и на «Чернышевской», установлены одинаковые, самые высокие в мире эскалаторы — высота подъема 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней. Спуск по эскалатору, я засекала, занимает больше минуты.

Большинство станций отличается архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. Если первые станции первой линии метро когда-то были самыми красивыми, с богатой художественной отделкой, то вторая и третья ветки строились без особых «излишеств», с минимумом различных украшений — это скромные «рабочие лошадки». Да и на старых станциях многие художественные элементы оформления исчезают в процессе перестройки — реконструкции. Часто в торцах станций, где есть витражи или картины-панно, стоят какие-то служебные приспособления, вышки, даже ограждения, закрывающие эти произведения искусства.

Не спешите в метро, приглядитесь к картинам и скульптурам на станциях. Например, на станции Пушкинская в торце центрального подземного зала установлена красивая скульптура А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Над эскалаторами расположен барельеф с профилем А. Пушкина. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.

Великолепным можно назвать оформление подземного вестибюля на станции «Кировский завод». Подземный зал станции облицован дымчато-серым кавказским мрамором. Перспективу зала образует 31 пара колонн, два длинных ряда, соединенные пологими арками. Верхняя часть всех колонн украшена отлитыми из алюминия горельефами на индустриальную тему. А в торце зала стоит бюст В. И. Ленина. (скульптор Н. В. Дыдыкин).

Мне очень нравятся все станции новой, недавно открытой, пятой линии, идущей от Комендантского проспекта до станции Волковской. Для отделки новых станций использовались не только гранит и мрамор, но и новые высокопрочные искусственные материалы. В большинстве своем новые станции просторные, светлые, много панно и картин, соответствующих по тематике месту расположения или названию.

Например, художественное оформление станции Волковская посвящено историко-дорожной тематике. Станция украшена мозаичными панно в технике флорентийской мозаики (художники Быстров А. К. и Быстров Е. А. ) Оформление станции Звенигородской посвящено Семёновскому полку, казармы которого располагались когда-то в этом районе. На станции установлены мозаичные панно из смальты с изображением самых первых семёновцев Петра Великого, выполненными в мастерской Российской академии художеств (художник А. К. Быстров).

На станции Спортивная все посвящено теме спорта. В торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Ода Спорту» П. Кубертена. Одну из стен украшает большое мозаичное панно.

Тема художественного оформления станции Комендантский проспект — небо и воздухоплавание. Ведь когда-то здесь размещался военный аэродром. Вестибюль и подземный зал украшают панно из голубой мозаики, а на стенах размещены восемнадцать мозаичных медальонов. На четырёх медальонах — портреты летчиков и конструкторов Уточкина, Поликарпова, Илюшина, Котельникова. На двенадцати — изображения воздушных боёв.

Оформление двух станций «Площадь Александра Невского-1» и «Площадь Александра Невского-2» посвящено именно этой исторической личности, на одном из выходов есть яркое мозаичное панно с изображением битвы, на другой — горельеф с дружинниками Александра Невского.

В общем, погуляйте на досуге по станциям и вестибюлям нашего Петербургского метро — вы словно побываете в музее!

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 16:25 24.03.2017 Artselena.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Признаки эмоциональной зависимости

Признаки эмоциональной зависимости


Как мы уже говорили в предыдущей статье, эмоциональная зависимость - это дисгармоничное состояние человека, при котором он добровольно отдает близкому Другому право самостоятельного управления собстве...


Что готовит год для Весов

Что готовит год для Весов


Солнце щедрой осенью согревает любимцев Венеры, представителей знака Весы. Это благодатное светило, управитель 2011-го года, добавляет вам смелости, фантазии, подталкивает к творческим порывам – и обо...


Рубенс, «Похищение Прозерпины». Жизнь пополам?

Рубенс, «Похищение Прозерпины». Жизнь пополам...


Девушки грабят убранства полей. Эта лилия с темной фиалкой Переплелася, а та майораном опутана нежным. Эта в созвездьи из роз, а та вся бела от крушины… Между другими и дочь плодоносной богини ...


С любовью к йелоустоуну

С любовью к йелоустоуну


Правда ради самой правды не является потребностью всех биологов и философов в Йеллоустоуне, они хотят правды ради Йеллоустоуна - независимо от того, как это влияет на их карьеры. Если философы от биол...


«Один... Совсем один...», или У какой неопровержимой теории нет почитателей?

«Один... Совсем один...», или У какой неопров...


В предыдущей статье мы кратко коснулись основных постулатов субъективного идеализма. Крайним проявлением этого философского течения является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ...


Выбор сотового телефона

Выбор сотового телефона


Если Вы собираетесь выбрать мобильный телефон по цене, то это означает ставить для себя ограничение по классу. Ведь чем выше функции телефона, и сложней конструкция, выше и цена. И поэтому выбрать сот...


Познавательное

Габсбурги 2. Максимилиан II - Гугенот или Последни

Император Фердинанд Первый за долгую жизнь (а прожил он 59 лет) женился только один раз, на принцессе-наследнице корон Чехии и Венгрии Анне Ягеллонке. Она родила ему 13 детей, из них 10 дочерей. Десят...

Какую тему выбрать для блога? Только не про блог!

Интересно, сколько в Рунете сайтов о сайтах и блогов о блогах? Конечно, никто специально их не подсчитывал, но — очень много! Есть среди них очень известные, есть менее популярные, а подавл...

Вкусные рецепты: Вегетарианские квадраты (печенье

Вегетарианские квадраты (печенье без сахара)1.Подготовить продукты. Орехи, финик порезать. Морковь я тоже порезала на пробу, но лучше потереть на крупной терке(испытано на себе :-)). Яблоко потереть н...

Какие грибы можно собирать в лесу зимой?

Как ни странно, зимний лес может порадовать грибников вкусными грибами. К сожалению, таких грибов всего несколько видов, но они широко распространены, а их сбор не вызывает особых трудностей. Можно со...

Аквадизайн: новая волна в дизайне интерьера

Огонь и вода всегда завораживали человека. Наблюдая за этими стихиями, невольно впадаешь в состояние созерцания. На задний план отходят проблемы, накопившиеся не только за день, но и за годы жизни. В...

Этикет обмена визитками.

Незнание этикета обмена визитными карточками может, как минимум, "вогнать Вас в краску" или, в худшем случае, поставить под удар Ваши деловые контакты. В этой статье я познакомлю Вас с правилами этике...

Антикризисный набор персонала

Антикризисный набор персоналаВ условиях кризиса требования к персоналу увеличились. Работодатель за меньшие деньге хочет набрать более квалифицированный персонал, который сможет заменить как можно бол...

Партнерские программы. Заработай с помощью портала

На данный момент самым активно продвигающимся экономическим сегментом оказывается, без сомнения, сеть Интернет. И, конечно, каждый веб-дизайнер, создавая собственный портал, стремится, чтобы подобный ...

Уличные светильники с датчиком движения

Не так давно хозяева загородных домов стали уделять внимание ландшафтному дизайну. И пусть отрасль эта довольно молодая, но уже достаточно популярная. Отдельным видом ландшафтного дизайна можно выд...

Кипр. Что посмотреть на чудо-острове?

Кипр давно стал излюбленным местом отдыха. Бирюзовое Средиземное море, пальмы и оливы, экзотические цветы, комфортабельные отели, шикарные рестораны. . . Однако все вышеперечисленное, в той или иной с...

Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий ассортимент полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.