Транспорт как искусство? Экскурсия в Петербургское метро

Для жителей мегаполисов, в том числе и для Санкт-Петербурга, метрополитен давно стал самым быстрым, надежным и удобным видом транспорта. Мы не представляем себе, как бы жили без метрополитена. Но пользуясь ежедневно этим великолепным техническим средством передвижения, в постоянной спешке, мы зачастую даже не обращаем внимания на красоту отделки станций, вестибюлей, или, наоборот, их скромность. Спросите пассажиров в вагоне метро: «Какие станции самые красивые, на каких есть скульптуры или изображения писателей, поэтов, витражи и т. п. ?» — вряд ли вам кто-то ответит правильно. А ведь все станции отличаются своим обликом, отделкой вестибюлей и залов. Подземные и наземные вестибюли по праву называют «дворцами», ведь над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники нашего города. Я приглашаю вас посмотреть хотя бы на некоторые станции неспешным взглядом.

Петербургское метро моложе московского на 30 лет, и, возможно, уступает ему по богатству и красоте отделки станций. Первая линия Петербургского, тогда Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина, вступила в строй в 1955 году. Она имела 8 станций, связывала Площадь Восстания и Автово. Уже в 1958-м году первая линия (позже ее стали называть Кировско-Выборгской) прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Вспоминаю, как будучи студентами, мы часто просто катались в метро и назначали свидания, чтоб лишний раз полюбоваться красотой — обилием скульптур, грандиозными светильниками, гранитной и мраморной отделкой вестибюлей и станций. Приятно было просто посидеть в подземных дворцах, особенно в зимнее время, когда там было так тепло и уютно. Те первые 8 станций метро и до сих пор, на мой взгляд, остаются самыми красивыми. Очень красива станция Маяковская, с красной отделкой и портретом Маяковского в нижнем зале, и со скульптурой поэта в полный рост в наземном вестибюле. Одной из самых красивых считалась станция Автово, с прекрасными витыми стеклянными колоннами, но она уже почти три года в ремонте, и колонны спрятаны за обшивкой.

Сегодня Петербургский метрополитен имеет 5 линий общей протяженностью 112,54 км и 64 станции. В 1961 году вступил в строй первый участок второй линии от Технологического института до Парка Победы, а теперь эта ветка связывает крайний южный район города Купчино и крайний северный — Парнас. Третья, Невско-Василеостровская линия, открылась в 1967-м году, и к началу 1980-х соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы — Обухово и Рыбацкое.

В 1985 году пустили четвёртую, Правобережную линию. Первоначально от улицы Дыбенко она шла к Старой деревне. Но с введением в строй (7 марта 2009 года) станций Волковская и Звенигородская произошло разделение Правобережной линии. Теперь 4-я, Правобережная, заканчивается на станции Спасской, являясь самой короткой веткой. И образовалась Фрунзенско-Приморская линия, которая идет от станции Волковская до Комендантского проспекта.

Петербургский метрополитен, по данным с официального сайта, является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Так, станции «Площадь Ленина» и «Чернышевская» имеют глубину 71 метр. На «Площади Ленина», как и на «Чернышевской», установлены одинаковые, самые высокие в мире эскалаторы — высота подъема 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней. Спуск по эскалатору, я засекала, занимает больше минуты.

Большинство станций отличается архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. Если первые станции первой линии метро когда-то были самыми красивыми, с богатой художественной отделкой, то вторая и третья ветки строились без особых «излишеств», с минимумом различных украшений — это скромные «рабочие лошадки». Да и на старых станциях многие художественные элементы оформления исчезают в процессе перестройки — реконструкции. Часто в торцах станций, где есть витражи или картины-панно, стоят какие-то служебные приспособления, вышки, даже ограждения, закрывающие эти произведения искусства.

Не спешите в метро, приглядитесь к картинам и скульптурам на станциях. Например, на станции Пушкинская в торце центрального подземного зала установлена красивая скульптура А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Над эскалаторами расположен барельеф с профилем А. Пушкина. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.

Великолепным можно назвать оформление подземного вестибюля на станции «Кировский завод». Подземный зал станции облицован дымчато-серым кавказским мрамором. Перспективу зала образует 31 пара колонн, два длинных ряда, соединенные пологими арками. Верхняя часть всех колонн украшена отлитыми из алюминия горельефами на индустриальную тему. А в торце зала стоит бюст В. И. Ленина. (скульптор Н. В. Дыдыкин).

Мне очень нравятся все станции новой, недавно открытой, пятой линии, идущей от Комендантского проспекта до станции Волковской. Для отделки новых станций использовались не только гранит и мрамор, но и новые высокопрочные искусственные материалы. В большинстве своем новые станции просторные, светлые, много панно и картин, соответствующих по тематике месту расположения или названию.

Например, художественное оформление станции Волковская посвящено историко-дорожной тематике. Станция украшена мозаичными панно в технике флорентийской мозаики (художники Быстров А. К. и Быстров Е. А. ) Оформление станции Звенигородской посвящено Семёновскому полку, казармы которого располагались когда-то в этом районе. На станции установлены мозаичные панно из смальты с изображением самых первых семёновцев Петра Великого, выполненными в мастерской Российской академии художеств (художник А. К. Быстров).

На станции Спортивная все посвящено теме спорта. В торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Ода Спорту» П. Кубертена. Одну из стен украшает большое мозаичное панно.

Тема художественного оформления станции Комендантский проспект — небо и воздухоплавание. Ведь когда-то здесь размещался военный аэродром. Вестибюль и подземный зал украшают панно из голубой мозаики, а на стенах размещены восемнадцать мозаичных медальонов. На четырёх медальонах — портреты летчиков и конструкторов Уточкина, Поликарпова, Илюшина, Котельникова. На двенадцати — изображения воздушных боёв.

Оформление двух станций «Площадь Александра Невского-1» и «Площадь Александра Невского-2» посвящено именно этой исторической личности, на одном из выходов есть яркое мозаичное панно с изображением битвы, на другой — горельеф с дружинниками Александра Невского.

В общем, погуляйте на досуге по станциям и вестибюлям нашего Петербургского метро — вы словно побываете в музее!


16:25 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Головная боль. Как быстро от неё избавиться?

Головная боль. Как быстро от неё избавиться?

«Что, опять голова у тебя болит?» — очередной раз обиженно бурчит муж, отворачиваясь к стенке. Если вы чувствуете, что боль превращает в кошмар вашу личную жизнь, не дает возмож...
Психологическое развитие ребенка в 2-3 года

Психологическое развитие ребенка в 2-3 года

Этот период развития в отношении материнских функций можно рассматривать как целостный. Его особенностью является включение в отношения ребенка с миром ограничений со стороны взрослых. Этот момент в п...
Алюминиевые композитные панели

Алюминиевые композитные панели

Алюминиевые композитные панели "Grossbond" производятся при высокой температуре с использованием материалов, обеспечивающих прочную связь на молекулярном уровне. Тем самым достигается ...
Несчастные дети. Можно ли дать то, чего не имеешь сам?

Несчастные дети. Можно ли дать то, чего не имеешь са...

Мы частенько сталкиваемся с тем, как на наших глазах родители легко унижают, обижают своих малых детей. И это никогда не оставляет нас равнодушными. Мы непременно возмущаемся, иногда даже вслух, но чу...
Несколько слов о детской аптечке

Несколько слов о детской аптечке

Ожидание ребёнка всегда сопровождается многочисленными приятными хлопотами и приготовлениями. Перед молодыми родителями встаёт множество вопросов:  "Что необходимо малышу в первые месяцы жиз...
Почему человек боится?

Почему человек боится?

Страх присутствует в жизни каждого нормального человека. И он просто необходим в современном мире в качестве защитного механизма, который способен предупредить и предостеречь от реальной опасности. Но...
Интересное

Спасут положение профессиональные средства грязеза

Как это ни удивительно, но скептицизм в рассуждениях о необходимости установки на входе в помещение ...

Вкусные рецепты: Кулич без дрожжей, Кокосовые рога

Кулич без дрожжейХорошо взбить до однородной массы масло,сахар,яйца. Добавьте теплое молоко и муку п...

Вкусные рецепты: Торт из печени, Мини-роллы «Студе

Торт из печени1 Пропустить печень и лук через мясорубку. 2 Добавить яйца, молоко, муку, соль и перец...

Как правильно запекать мясо? Любимый шашлык...

Итак, господа, хочу рассказать вам о приготовлении самого известного блюда. Шашлык известен столько,...

Кризис в строительной области – как результат миро

Мы с вами живем в мире, который очень сильно глобализирован и взаимозависим. Все процессы, происходя...

Вкусные рецепты: Суп-пюре из тыквы с мятой, Свекла

Суп-пюре из тыквы с мятойТыкву и морковь очистить, нарезать произвольно. Вскипятить воду (воды нужно...

Какими они были, те «старики», что шли в бой? Вита

Рассматривая основные этапы жизни дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя, одного из леген...

Как выбрать поливитамины, ч.2

В этом материале рассмотрена значимость того или иного элемента для человека. Надеемся, к нашим чита...

Как стать интернет-специалистом и начать зарабатыв

О том, что в Интернете можно, не напрягаясь, заработать много денег, не знает только ленивый. Достат...

Боровск: чем знаменит маленький городок?

В этом месте император Наполеон переночевал и принял, наконец, мудрое решение: отступать. В этом&nbs...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий ассортимент полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.